Министр культуры России Владимир Мединский дал интервью журналу «Отдых в России», в котором определил, что для него туризм, назвал меры, принимаемые для развития внутреннего и въездного туризма, недостаточными и пообещал обратить внимание Ростуризма на неправильную расстановку приоритетов при проведении рекламных кампаний в СМИ. Не читали? RTourNews.ru специально для профессионалов турбизнеса перепечатывает ту часть беседы, в которой затрагиваются «туристские» темы.
– Владимир Ростиславович, как вы считаете, что такое туризм для человека? Это так называемая тяга к перемене мест, стремление узнать что-то новое или желание хорошо отдохнуть на комфортной территории? Чем лично для вас является туризм? Где вы любите отдыхать?
– Из-за нехватки свободного времени я рад любой возможности отдыха, если она представится, например, поспать в самолете. Для меня туризм – это когда я еду не в командировку по служебной обязанности, а куда хочу и зачем хочу. В этом году в Крым поехал – хотя и по службе бываю там в среднем раз в месяц. Отдых, комфорт – это каждый по-своему понимает, причем бывает даже, что в разные периоды жизни по-разному. Сейчас для меня это возможность побыть с семьей, поощрить в детях интерес к разнообразию своей страны – к Крыму, к Алтаю…
– Говорят, что для развития туризма нам не хватает развитой инфраструктуры, гостиниц и хороших дорог. Вы, как автор книг по истории нашей страны, наверное, согласитесь, что Россия на протяжении своей истории никогда не могла этим похвастаться. Тем не менее в определенные периоды посещение России было очень модным занятием. Чем, на ваш взгляд, это было вызвано и какой опыт мы можем почерпнуть в этом отношении из прошлого?
– Это не совсем так – есть сравнения не в нашу пользу, а есть и наоборот. Но дело не в сравнениях. Достаточно оценить динамику развития инфраструктуры, например, при подготовке Олимпиады в Сочи. Просто страна у нас немножко больше Европы по размерам и разнообразнее по природным условиям. Мы не гонимся за Европой, а обустраиваем страну для самих себя.
Мы надеемся, что в этом году проблемы будут частично решены, если примут законопроект об обязательной классификации средств размещения. Мы уже внесли его в правительство. Он подготовлен по поручению президента, и его необходимость обусловлена тем, что отели сегодня сами присваивают себе «звезды» и не несут реальной ответственности перед туристом. Опыт классификации сочинских отелей к Олимпиаде показал ее высокую эффективность: количество жалоб туристов сократилось радикально; уровень сервиса подтянулся до международных стандартов; гостиницы, работавшие нередко по «серым» схемам, встали на налоговый учет; в разы выросли инвестиционные вложения в модернизацию отелей. В целом это решило вопрос качества индустрии гостеприимства.
Россия не вызывает интереса как конкурент или как копия Европы или Турции. Россия интересна как Россия – как уникальная, самостоятельная и сильная цивилизация. Это и есть урок нашего опыта.
– Сегодня мы слышим, как на всех уровнях власти говорится о необходимости развития внутреннего и въездного туризма. На ваш взгляд, все ли мы делаем для этого, для продвижения России как уникального туристического направления?
– Делаем мы, конечно, недостаточно. Мы это осознаем. Надо принимать больше системных мер, в том числе для стимулирования въездного туризма. Министерство культуры является главным лоббистом нашей визовой открытости с целью привлечения иностранных туристов.
А что касается внутреннего туризма, то здесь необходимо государственное налоговое льготирование. Мы многократно вносили и вносим в правительство соответствующие предложения. Необходимо субсидирование малопопулярных маршрутов, у которых есть потенциал для развития. Также нужно поддерживать популярные маршруты в межсезонье. Этот путь давно прошли и сейчас используют страны, развивающие свою туристическую отрасль, начиная от Италии и заканчивая Турцией, Египтом и Израилем.
Конечно, необходимы более масштабные государственные вливания в поддержку новых инфраструктурных проектов в сфере туризма. Я подчеркиваю – именно инфраструктурных проектов, так как нет никакой целесообразности в строительстве туристских объектов за государственный счет, но есть необходимость в поддержке дорог, коммуникаций (это газ, свет, вода) и льготное налогообложение. Без этого бизнес так и будет продолжать толкаться в рамках Садового кольца, осваивая здесь каждый квадратный метр. А мотивировать его пойти на Алтай, Камчатку, на Дальний Восток без такой поддержки невозможно.
– Кстати, если говорить о развитии туризма на Дальнем Востоке, основным препятствием для многих россиян, желающих туда поехать, является дороговизна авиабилетов. Что, на ваш взгляд, надо сделать, чтобы этот регион стал более доступным для жителей Центральной России?
– Это ведь не близко, поэтому не надо думать, что перелет туда может быть бесплатным. В то же время можно слетать на Камчатку за 15 тысяч рублей, если покупать билеты заблаговременно, по определенным квотам и т.д. Но это сложно. На мой взгляд, необходимо развивать конкуренцию. Чтобы было больше авиакомпаний, больше самолетов, больше предложений. При этом должен быть платежеспособный спрос. Если мы будем надеться, что государство постоянно будет субсидировать часть стоимости билетов, как сейчас делается по ряду направлений, это путь в никуда. Издержки станут постоянно расти, монополии будут жиреть и неэффективно работать.
Для примера я вам расскажу, как работают вип-залы аэропортов. У министров есть привилегия – мы пользуемся вип-залами, это сильно экономит время. В российских аэропортах это происходит следующим образом: две девушки сидят на ленте просмотра багажа в отдельном вип-зале, одна девушка тебя встречает около ленты и ведет к машине. В машине сидит водитель, и девушка садится рядом с ним. Машина везет меня к трапу самолета, где есть, как правило, еще одна девушка, которая меня встречает. Таким образом, в процессе встречи и проводов одного пассажира задействовано целое отделение сотрудников аэропорта, «два танковых экипажа». Неудивительно, что эта услуга стоит в среднем от 3 до 7 тысяч рублей. А как это делается в западных аэропортах? Тебя там встречает один человек, подводит к машине, этот же человек садится за руль и подвозит тебя к трапу самолета. То есть задействован только один человек. Это к вопросу, насколько эффективна любая монополия, в том числе в авиаперевозках. Я думаю, у нас есть большой резерв и в организации, и в оптимизации труда, в том числе авиаперевозок. Нужна конкуренция. Если бы в аэропорту услуги по организации вип-залов оказывали две или три компании, а не одна, то, я думаю, и девушек было бы меньше, и толку было бы больше.
– Береговая линия морей нашей страны (Черного, Азовского, Каспийского, Балтийского и других) насчитывает тысячи километров. А число четырех- и пятизвездочных отелей «первой линии», построенных в стране за последние четверть века, можно пересчитать по пальцам одной руки. В той же Турции, которую так облюбовали наши соотечественники, за это время были возведены несколько сотен гостиниц премиум-класса. В чем причина такого положения? В экономической политике государства? Или в ментальности наших предпринимателей, не желающих вкладываться в индустрию гостеприимства?
– У нас есть нехватка не пятизвездочных отелей, а бюджетных, ориентированных на туриста среднего класса. Сегодня у туристов существует огромный спрос на отдых в разных регионах, например, в Карелии. Но гостиниц, кемпингов, гостевых домов остро не хватает. Похожая картина во многих субъектах. И это сигнал для губернаторов уделять первостепенное внимание развитию туристской инфраструктуры.
Вы говорите, что мало отелей с высокой звездностью на побережье, но, во-первых, это объясняется уровнем дохода наших граждан. Далеко не каждый может позволить себе отдохнуть в 4- и 5-звездочных отелях. Напротив, гостиницы до «3 звезд», а также малые средства размещения по ценам доступнее для массового потребителя. И именно поэтому они наиболее популярны.
Кстати, нельзя сказать, что сегмент 4- и 5-звездочных гостиниц не развивается. Здесь есть положительная динамика. Например, если взять Крым и Краснодарский край, то в 2015 году таких отелей насчитывалось 97, а сегодня уже 140.
– В разговорах с предпринимателями и в Москве, и в регионах часто приходится слышать, что туристический бизнес развивается не благодаря, а, так сказать, вопреки. Какой сигнал должно подать государство бизнесу, чтобы предприниматели начали активнее вкладываться во внутренний туризм?
– Что означает «вопреки»? Это всего лишь красивая фигура речи. Никто не мешает вам заниматься развитием туризма. Если говорить о господдержке, то ее всегда недостаточно. Но целый ряд мер, который мог бы дополнительно стимулировать развитие отрасли, не предпринимается, хотя наше министерство на них настаивает.
– Насколько сегодняшнее экономическое состояние нашей страны позволяет развивать туризм запланированными темпами, выполнять Федеральную целевую программу развития туризма? Ведь чиновники постоянно говорят о том, что урезаются объемы финансирования.
– Я не думаю, что развитие туризма и частного предпринимательства сильно зависит от федеральных целевых программ. Это лишь фактор дополнительной поддержки. Главное, чтобы были инициативные люди, чтобы были проекты, была площадка, на которой можно работать. Задача государства – обеспечить такие возможности. У нас, к сожалению, государство рассматривается, в том числе большинством чиновников, как государство патерналистского типа, когда оно за вас должно решать все проблемы. Государство должно только создавать условия для работы, обеспечивать безопасность и следить за выполнением «правил игры». Рассматривать государство как главного игрока, инвестора, строителя всего и вся, как организацию, субсидирующую кого ни попадя, глубоко ошибочно. Мы так обратно скатимся в социализм, но только с нечеловеческим лицом.
– Ваша позиция не совпадает с мнением МИДа по вопросам предоставления упрощенных схем выдачи виз в Россию для некоторых стран. Что, на ваш взгляд, необходимо сделать в ближайшие пять лет, чтобы туризм стал более значимой отраслью экономики России?
– Разные точки зрения разных ведомств – это нормально. У МИДа своя сфера ответственности, у Минкультуры – своя. А государство у нас одно, и оптимальное решение все равно выработаем. Главное, чтобы это решение соотносилось с целью – сделать туризм одной из самых доходных областей нашей экономики.
Одна из главных задач сегодня – совершенствование нормативной базы, которая, если говорить о туризме, слабо развита. Серьезно заниматься ею начали не так давно, например, в этом году приняли базовый, фундаментальный закон, который впервые в истории российского туризма реально защищает наших туристов, выезжающих за рубеж. План 2016 года по нормативно-правовым актам исчисляется десятками.
Нам нужно не упустить возможности, которые сейчас открылись, – и интерес наших граждан к отдыху в своей стране, и курсовую разницу, привлекательную для зарубежных туристов. Мы внесли в правительство системные предложения на этот счет по двум направлениям.
Первое – «раздвинуть сезон», чтобы курорты Крыма, Краснодарского края, Северного Кавказа, Алтая были востребованы круглогодично. Второе – стимулировать потоки по маршрутам познавательного туризма, который вообще от времени года не зависит. На основе мирового опыта мы предложили механизм субсидий, которые стимулируют туроператоров развернуть турпотоки с выездного туризма на въездной и внутренний с акцентом как раз на эти направления. Этот механизм предусматривает и субсидирование транспортных расходов, и прямые премии туроператорам за каждого привлеченного туриста на избранные нами периоды и направления.
Отдельно хотел бы коснуться централизованной системы управления туристским комплексом РФ. В настоящее время ее фактически не существует. Многочисленные санаторно-курортные организации, дома отдыха, туристские базы, гостиницы рассредоточены между ведомствами и зачастую требуют глубокой модернизации. Одновременно существует необходимость вовлечения неиспользуемых объектов государственной собственности и объектов незавершенного строительства в туристский оборот. Для управления этими госактивами планируется создать Фонд развития туризма. Нами подготовлен проект распоряжения правительства о создании фонда. Сегодня действительно вопрос стоит очень остро. Например, у нас огромный спрос на Карелию, нам есть что предложить, но людей просто некуда везти, негде размещать. Многие регионы также сталкиваются с проблемой размещения, и фонд – один из инструментов, попытка найти выход из ситуации с запущенностью инфраструктуры и ее дефицитом.
Следующий важный аспект – создание конкурентного туристского продукта и его продвижение. Полвека назад был запущен маршрут «Золотое кольцо», потом был перерыв, но сегодня мы понимаем, что без приоритетных национальных маршрутов уже жить нельзя. На сегодняшний день успешно функционируют такие нацмаршруты, как «Серебряное ожерелье», «Русские усадьбы», «Красный маршрут», «Великий шелковый путь», «Восточное кольцо». В них задействованы десятки регионов.
– В Советском Союзе существовал журнал «Путешествия в СССР», издававшийся на нескольких языках. Насколько эффективно сегодня ведется работа по популяризации внутреннего и въездного туризма в российской и зарубежной прессе? Как вы относитесь к тому, что в бюджете Ростуризма в последние годы в принципе не предусмотрены какие-либо расходы на продвижение отечественных курортов в СМИ?
– На мой взгляд, государство финансировать СМИ не должно. Это не дело министра культуры, но я убежден: чем меньше государство присутствует на рынке средств массовой информации, тем лучше. Если бы Ростуризм обратился ко мне с просьбой приобрести, например, акции журнала «Отдых в России», а я его с удовольствием читаю, я бы им ответил: «Не занимайтесь ерундой. Вы угробите издание, оно станет убыточным, разорится или станет хуже, чем сейчас». Трудно найти управление хуже, чем то, когда бизнесом занимается чиновник. Поэтому все эти истории о том, что государство строит эффективные производства, либо от лукавого, либо являются исключением, подтверждающим правило.
Другое дело, что государство может и должно выделять средства на какие-то рекламные кампании, в том числе проводя их в частных изданиях и выпуская на частных рекламоносителях. Это популяризация отдыха в России с целью привлечения иностранных туристов, продвижение различных турмаршрутов, которые могут осуществляться в разных СМИ при поддержке Ростуризма. Именно Ростуризм является главным оператором расходов Российской Федерации на поддержку туризма. Значит, приоритеты расставлены неправильно, это вопрос к ним. Я обращу на это их внимание.
Полностью прочитать интервью с Владимиром Мединским можно здесь.
Источник: rtournews.ru