Последней точкой нашего донского путешествия стал город Аксай. Не могу сказать, что как-то специально планировал в него ехать, но раз уж выдались свободные два часа после посещения Старочеркасской, а Аксай так удобно расположен на пути к Ростову, то почему нет? Казалось, что ничего хорошего там нет. Ну что интересного может быть в городе-спутнике Ростова, к тому же ещё и придорожном, через который по трассе М-4 ежедневно проезжают тысячи машин? А вот Аксай взял и приятно удивил. Город состоит фактически из двух сильно разных частей — ухоженного спального микрорайона и старого южного города. Обе части по-своему понравились; в обеих есть, на что посмотреть. Об этом и будет нижеприведённый рассказ.
На деле оказалось, что транзитный поток трассы на город почти не влияет. Он проходит по окраине и отделён от основной части Аксая полосой неудачливых жилых домов. "Внутри" города довольно спокойно. Что удивило — он очень недурно ухожен. По крайней мере, в новой его части, где проживает большинство горожан, очень чисто, аккуратно, полно всяких уютных мелочей. Получше будет, чем в том же Новочеркасске. Видимо сказывается роль отдалённого спального микрорайона южной столицы.
Самый центр "нового" Аксая — Ленин перед администрацией:
Но всё-таки Ростов-на-Дону, какой бы южной столицей он ни был, — не Москва. В нём самом полно неприглядностей. Поэтому и от города-спутника я ожидал чего-то соразмерного. Допустим, город-спутник Рязани — Рыбное — смотрится весьма и весьма провинциально. А вот Аксай — нет. Уровень благоустройства в спальной его части близок к спутникам Москвы — Балашихе, Мытищам и т.д. А в чём-то даже переигрывает их, за счёт меньшей плотности населения и, как следствие, эффекта того, что здесь "дышать легче".
За площадью Ленина с администрацией начинается улица Карла Либкнехта, с широкой современно оформленной бульварной частью:
Но Аксай — это не только аккуратный город-спутник Ростова. Это ещё и один из старейших городов русского Дона, ровесник Старочеркасской. Впервые упоминается Аксай в 1570-м. Естественно, это был не город, а небольшое казачье поселение — застава на дороге из Москвы в Азов, где русские и турки разменивались послами на торговом пути. Дальнейшему развитию Аксая послужило его удачное расположение, ведь дорога к казачьей столице Черкасску также пролегала через Аксай, как и сегодня. На время регулярных затоплений Черкасска, из-за которых столицу в итоге перенесли в Новочеркасск, часть его жителей перебиралась именно сюда, в Усть-Оксай, как тогда называлась застава. Благодаря удачному транзитному положению, в городе образовался и крупный сезонный рынок. Словом, немного Аксай не дотянул, чтобы стать донской столицей.Около входа на территорию аксайского отдела МВД в 2013-м установлена мемориальная стена "Памяти павших":
В 1763-м на окраине нынешнего Аксая появилась земляная крепость. Поскольку тогда это был приграничный район страны, на Дону было построено несколько крепостей, в которых находился значительный гарнизон. Основной была крепость Димитрия Ростовского, позднее превратившаяся в город Ростов-на-Дону. Ей подчинялась и аксайская. Также, в силу активной торговли с Турцией по Азовскому морю, здесь расположилась таможенная застава. Крепость отлично сохранилась и сегодня работает как музей. Покажу её в конце рассказа.
Центральная улица города — проспект Ленина — обладает широкой пешеходной частью, по которой вечером прогуливается масса народу, вероятно, приехавшего с работы из Ростова:
С 1797-го населённый пункт стал станицей Усть-Аксайской, а приставка "Усть" со временем исчезла. В XIX-м веке здесь появились железная дорога и пороховой завод, а местоположение на берегу Дона близ устья реки Аксай предопределило роль станицы как локального торгово-мореходного центра. Тем не менее, статус города Аксай получил только в 1957-м.
Балконы пятиэтажек в Аксае украшены некими узорами. В советское время нередко декорировали дома народными мотивами конкретного региона. Чаще — в национальных автономиях. Но даже в Калужской области нашлись некие местные узоры — тарусская вышивка — вот точно так же, на балконах.
Что они представляют собой в Ростовской области, я так и не смог понять. Из каких-то промыслов здесь слышал только про Семикаракорскую керамику. Но во-первых у неё нет какого-то явного узнаваемого принта (всё ж керамика, а не роспись). Во-вторых, у неё нет исторических корней: Семикаракорская керамика — продукт мысли советских деятелей, пусть и неплохой. Когда строили эти дома, её наверное и не существовало ещё…
Неожиданно попадается высотка, причём с довольно солидной этажностью. В Аксае она если не в единственном числе, то уж точно одна из немногих. Всегда удивляли высотки в маленьких городах. Зачем? Места много, селить людей друг у друга на головах, как в Москве или Китае, нет необходимости. А тут ещё надо заморачиваться с лифтом и мусоропроводом…
Что представляется при словах "дом культуры в российском городе"? Какое-то сталинское здание с колоннами, потрёпанное или нет, неважно. На крайний случай — что-то позднесоветское, напоминающее кинотеатр. Не припомню, чтобы мне где-то ещё приходилось видеть дом культуры, обшитый пластиковыми панелями и больше похожий на магазин. На самом деле здание советское, и от того, что его не закрыли, а даже отремонтировали на современный лад, душа радуется.
Ну а в остальном "новый" Аксай — это немолодые советские пятиэтажки на довольно аккуратных улицах. Но кадр этот я сделал, конечно, не ради них, а ради редкой удлинённой Газели сумасшедшего вида, к тому же ещё и выполняющей роль маршрутки:
Плитка, новые урны и остановки, кованые фонари, скамейки, клумбы, чистота. Блин, да в самом Ростове такого благоустройства не везде найдёшь. Скорее похоже на Таганрог или даже на Белгородскую область…
Помимо возможности работать в Ростове-на-Дону, Аксай предоставляет жителям и свои собственные рабочие места. Работают несколько заводов, в основном по ремонту сельхозтехники и плавсредств. Основной среди них производит запчасти для ростовских комбайнов.
На перекрёстке проспекта Ленина с одной из улиц установлен вот такой оригинальный термометр:
Шикарный логотип на здании местного почтамта. Что-то отдалённо похожее видел в Твери:
Оригинальная "именная" велопарковка? Это уж совсем в стиле современного хипстерского урбанизма. Не хватает ещё лавки с кофе на вынос и общественного книжного шкафа. На этом фоне вспоминается совковая велопарковка в Великом Новгороде…
Эмоциональное внушение для водителей. Больше такого нигде не видел:
Вот такой он, новый Аксай. Согласитесь, недурно для 40-тысячного городка за более чем тысячу километров от Москвы. Теперь пойдём смотреть на старый Аксай. Между "старым" и "новым" можно выделить ещё и некую среднюю прослойку. Это как бы плавный переход от многоэтажек к старой низкой застройке, осуществляемый посредством современного частного сектора. На самом деле, так выглядит большая в процентном выражении часть Аксая, но нам это неинтересно:
В этой промежуточной части находится Успенский храм 1825-го года. До революции он имел богатое убранство и росписи. После войны церковное здание принадлежало заводу "Сельхозтехника". Здание в целом сохранилось, однако декор пострадал. С 90-х возвращено верующим и более-менее восстановлено:
Забавно, что близ храма, у территории бывшего завода, сохранился памятник — раритетный трактор ХТЗ на постаменте. Видимо когда-то эти машины ремонтировали на этом заводе:
В этой части города — ещё один памятник сотрудникам полиции, погибшим при исполнении долга, в дополнение к мемориальной стене, показанной на фото №3. Неужто в Аксае служба в полиции настолько опасна, что в одном маленьком городе с разницей в год установлено аж два таких памятника? Видимо сказывается близость Кавказа…
Наконец попадаем в "старый" Аксай. Он расположен ближе к Дону, вдоль его побережья. Ещё пока на высоком берегу, но рельефность уже налицо. Здесь не редкость овраги, резкие спуски и подъёмы, и из-за этого — причудливая планировка застройки.
В сторону Дона уходят спуски, вдоль которых — колоритнейший частный сектор. Встречаются уже и куры с гусями, и старые казачьи хаты — курени. И не верится, что в трёх минутах езды отсюда — современный благоустроенный город. На заднем плане — большой остров между излучинами Дона в месте впадения в него реки Аксай:
Источник: travel.ru